Выбирают «своих», искренних и любимых

Выбирают «своих», искренних и любимых

Политику справедливо сравнивают с игрой, а политиков – с актерами. Не случайно мы говорим: «политическая арена», «политический спектакль», «политическая сцена».

Шкала успешности

Манипулировать эмоциями, управлять чувствами аудитории способен лишь человек, не обделенный актерским талантом. Значит ли это, что любой хороший актер – потенциальный и удачливый политик? Конечно, нет. Неважнецкие актерские способности Рональда Рейгана не помешали ему стать не самым худшим президентом США. Часто при создании образа политика, многое требуется скрывать, «шлифовать», идеализировать, не лишая его при этом, убедительности и правдоподобия. Ведь избиратели хотят видеть в избраннике нечто близкое к идеалу. Но с актерами, особенно с известными, решившими податься в политику, в этом смысле гораздо проще. Их не нужно «раскручивать», их знает и любит потенциальный электорат – зрители. Впрочем, с Америкой вообще все по-другому. Для американцев, вскормленных Голливудом, важнее внешняя оценка. Наш слоган «выбирай сердцем» не сработал бы в стране, делающей выбор глазами, cориентированной на степень успешности человека. Плюс преклонение перед селфмейдменам – «сделавшим себя» людьми, кузнецами собственной удачливости в жизни. Яркий пример здесь Арнольд Шварценеггер. Уроженец богом забытой австрийской деревушки Таль, будущий губернатор Калифорнии. Он просто не мог не ассоциироваться для своих избирателей с экранным образом Терминатора всех времен и народов, который всех спасет и все преодолеет.

Пойдем своим путем

А что у нас? Как всегда – особый путь, гораздо более извилистый и интересный. У нас, если кто и соответствовал сути определения «народный избранник», так это именно «любимцы публики» и «властители дум». Что до первых, то тут кредит народного доверия особо щедро всегда выдавался тем актерам, которых не просто любят – им безоговорочно верят и доверяют. Есть такая особая категория талантов, кто «играет» практически самих себя, то есть как бы и не играет вовсе. Интуитивно зрители прекрасно распознают эту удивительную природную искренность и выносят вердикт уже не актерским, а человеческим достоинствам избранника: он и в жизни такой же, как на экране, «свой» без притворства, родной и любимый. Сможет ли такой актер, «выбранный сердцем», ужиться, успешно реализоваться в политике – другая история. Депутат Госдумы, член партии «Справедливая Россия», профессорор МГУ, талантливый педагог Елена Драпеко, смогла блестяще. Сохранив «цельность натуры», оставшись прекрасным, честным и очень искренним человеком. Не в последнюю очередь благодаря тому, что сверяла всю жизнь со своей звездной ролью – Лизы Бричкиной…

Мы всегда стоим перед выбором

«После того, как «А зори здесь тихие» вышли на большой экран, я нередко слышала за спиной: «Вот она пошла, что в болоте утопла!» Это не звёздность поп-дивы в нынешнем понимании… Это роль, которая будто вела меня по жизни. Лиза словно смотрела на меня с теми четырьмя девчатами откуда-то с небесной высоты и спрашивала: «А туда ли ты, девонька, идёшь? А так ли ты живёшь на земле?» – делится Елена Григорьевна, и продолжает: – Почему в наши дни, при всех супертехнологиях и многомиллионных бюджетах нет таких пронзительных лент, как «Зори»? Да потому, что в них мало любви. В старых, чёрно-белых лентах любовь, преданность перехлёстывали через экран. Не хватает и понимания, что это не частный случай. У Бондарчука в «Судьбе человека» личная история вырастает до вселенского уровня. И вопросы ставятся серьезные - что это за ценности, которые дают силы идти под пули, в атаку, поднимают самопожертвования? Но ведь мы и сейчас стоим перед подобным выбором! Другое дело, что сегодня не надо платить столь высокую цену. Но ошибки грозят опустошением личности. …

«Положить живота за други своя»

«Я как-то назвала период 90-х годов всеобщей «вестернизацией». Общечеловеческие ценности мы перепутали с шоу. Стали брать не только иностранные технологии, но и дух. Забыли, что наше мировоззрение другое: «Положить живота за други своя». Насильно пытались разбудить стремление к рынку, капитализму. Вот и добились того, что человек у нас остался один, а личность и вовсе на задворках. Крутись, как можешь.

Когда меня спрашивают: «Вы же известная артистка, которая снимается в кино, профессор университета, что вы там делаете, в этой политике?», я отвечаю, что кроме того, что трудно, это еще и очень увлекательно. И ответственно. Потому что я понимаю, какие гигантские пласты проблем там сталкиваются, какие глобальные вопросы решаются. Ведь иногда от одной запятой, прописанной в законе, как в той знаменитой фразе «казнить нельзя помиловать», зависят жизни и судьбы сотен тысяч людей. И я за это отвечаю!»

P.S. Что тут скажешь – Лиза Бричкина, она и есть Лиза Бричкина. И спасибо ей за это…

Алла Валентинова